Научное обоснование ранговой шкалы трудности учебных предметов для учащихся 5–9-х классов
Scientific substantiation of the ordinal scale of difficulty of subjects for students 5-9 grades
Abstract
Важнейшим фактором профилактики переутомления у учащихся, способствующих повышению их работоспособности, поддержанию здоровья является рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели, которое во многом зависит от соблюдения гигиенических требований при составлении расписания учебных занятий. Ранговая шкала трудности учебных предметов, действующая в нашей республике, предложена в 70х годах прошлого века И. Г. Сивковым, едина с 5го по 9й класс и не учитывает современные особенности обучения. При разработке современной ранговой шкалы трудности предметов использовался метод экспертных оценок. Методом случайной выборки было проанкетировано 1191 учащийся 5–9 классов в школах и гимназиях республики по специально разработанной анкете, содержащей вопросы о трудности и утомительности учебных предметов. В ходе выполнения социологического исследования установлены различия в показателях трудности и утомительности учебных предметов в зависимости от года обучения, а также существенные отличия от действующей ранговой шкалы трудности. Полученные результаты использованы для разработки современной ранговой шкалы трудности учебных предметов с учетом национальной системы образования и года обучения. Выявленные статистически значимые различия в трудности и утомительности учебных предметов для учащихся школ и гимназий обусловили необходимость определения алгоритма разработки специальной ранговой шкалы трудности учебных предметов с учетом особенностей обучения в учреждении образования, что будет содействовать не только профилактике развития переутомления, поддержанию работоспособности на оптимальном уровне, но и благоприятному росту и развитию учащихся. The most important factor in the prevention of overwork among students is the rational distribution of the study load during the school day and week. It depends on compliance with hygiene requirements when designing a lesson schedule. The ordinal scale of the difficulty of educational subjects which is currently in use in our republic was proposed in the 70s of the last century by I. G. Sivkov. The ordinal scale does not take into account the specifics of modern education and is not differentiated for grades 5 to 9. The method of expert assessments was used to develop a modern ranking scale for the difficulty of subjects. We designed a questionnaire containing questions about the difficulty and tediousness of teaching academic subjects. We interviewed a random sample of students (1191 students of grades 5–9 in schools and gymnasiums of the republic) in accordance with the quentionnaire. We have established that indicators of difficulty and fatigue significantly differ from the ordinal scale that is currently in use, and they vary depending on the year of study. The results obtained were used to develop a modern ordinal scale for the difficulty of academic subjects that takes into account the specifics of national education system and the year of study. The revealed statistically significant differences in the difficulty and fatigue of school subjects for students of schools and gymnasiums determined the need to develop an algorithm for developing ordinal scales for the difficulty of school subjects, taking into account the characteristics of training in an educational institution. It will help to maintain working capacity at an optimal level, prevent overwork and facilitate growth and development of students.
Description
Гузик, Е. О. Научное обоснование ранговой шкалы трудности учебных предметов для учащихся 5–9-х классов / Е. О. Гузик // Мед. журнал. - 2022. - № 3(81). - С. 148-154.