Физическая активность учащихся с нарушениями слуха в образовательной среде
Physical Activity of Students with Hearing Impairment in the Educational Environment
Аннотации
Актуальность работы заключается в особенностях низкой физической активности и включения молодых людей с нарушением слуха в образовательный процесс. В статье представлены результаты социологического исследования, проведённого в рамках плана НИР научно-образовательного центра «Инклюзия и здоровье человека» регионального центра инклюзивного образования Забайкальского государственного университета в 2022/2023 учебного года среди 70 учащихся с нарушением слуха г. Читы. Исследование проводилось с использованием авторской анкеты с соблюдением требований биоэтики в динамике. Ответы представлялись дистанционно, через Google Forms. Для анализа ре- зультатов исследования применялся критерий χ2, рассчитанный с помощью лицензионных версий статистических программ (Statistica10.0, MS Exsel 2010). По результатам проведённого исследования выявлена низкая физическая активность респондентов до обучения. Активный формат досуга в режи- ме дня отсутствовал у 85,7 % абитуриентов. Среди значимых причин низкой физической активности были названы отсутствие возможности занятиями АФК и адаптивным спортом по месту жительства до обучения в вузе и колледже, а также состояние здоровья респондентов. Отмечено положительное влияние университетской среды на динамику субъективной оценки адаптивной физической активности лиц с нарушением слуха к окончанию учебного года: произошла переоценка представлений студентов в отношении адаптивного спорта. К завершению учебного года для 27,1 % лиц с нарушениями слуха адаптивный спорт стал способом развития самодисциплины, а в 24,3 % случаев ‒ способом поддерж- ки учащихся с особыми нуждами (χ2 =26.3, р <0.01). У 40 % респондентов увеличилась в динамике активная составляющая досуга (χ2=35.0, р<0.001). 58,6 % студентов с нарушениями слуха по итогам участия в соревнованиях имели спортивные достижения к окончанию учебного года. Результаты ис- следования могут быть использованы в качестве аспекта для улучшения организации АФК для лиц с особыми нуждами. The relevance of the work lies in the peculiarities of low physical activity and the inclusion of young people with hearing impairment in the educational process. The article presents the results of a sociological study conducted as part of the research plan of the Research and Education Center “Inclusion and Human Health” of the Regional Center for Inclusive Education of the Transbaikal State University in 2022/2023 ac- ademic year among 70 students with hearing impairment in Chita. The study has been conducted using the author’s questionnaire in compliance with the requirements of bioethics in dynamics. The answers have been submitted remotely via Google Forms. According to the results of the study, low physical activity of respon- dents before studying at a university is revealed. 85.7 % of applicants do not have an active leisure format during the day. Among the significant reasons for low physical activity are the lack of opportunities for AFC classes in specialized centers at the place of residence before studying at a university and the state of health of the respondents. The positive influence of the university environment on the dynamics of the subjective assessment of the adaptive physical activity of persons with hearing impairment by the end of the academic year has been noted: there is a reassessment of students’ ideas regarding adaptive sports. By the end of the academic year, for 27.1 % of people with hearing impairments, adaptive sports has become a way to develop self-discipline, and in 24.3 % of cases ‒ a way to support students with special needs (χ2 =26.3, p<0.01). In 40 % of respondents, the active component of leisure has increased in dynamics (χ2 =35.0, р <0.001). 58.6 % of students with hearing impairments, following the results of participation in competitions, have had sports achievements by the end of the academic year. The results of the study can be used as an aspect to improve the organization of AFC for people with special needs
Библиографическое описание
Кохан, С. Т. Физическая активность учащихся с нарушениями слуха в образовательной среде / С. Т. Кохан, С. В. Власова // Ученые записки Забайкальского государственного университета (Чита). - 2023. - Т. 18, № 4. – С. 29–37.